Дисграфия
С трудностями при обучении письму и чтению сталкиваются почти все дети, но одни преодолевают их довольно просто, другие мучаются сами, доставляют немало хлопот и родителям, и учителю.
Практика показывает, что и учителю, и родителям необходимо знать характерные особенности формирования навыка письма, почерка, его возможную скорость, темп на разных этапах обучения. Но не менее важно знать, какие изменения в почерке, какие нарушения графики и орфографики связаны с отклонениями в состоянии здоровья, а какие проявляются при снижении работоспособности и при утомлении. Есть особенности, которые обусловлены несоответствием чисто педагогических требований, а некоторые – функциональными возможностями ребенка, его возрастными особенностями, задержкой развития тех или иных функций.
Дисграфия и часто сопровождающая ее дислексия – это неспособность овладеть в должной мере письмом и чтением, несмотря на сохранный интеллект, физический слух и зрение. Распознают дисграфию по повторяющимся ошибкам стойкого характера. Скорректировать ее можно лишь до некоторой степени. Добиться абсолютной грамотности, может, и не удастся, но сократить их количество возможно.
Письмо – один из самых сложных видов человеческой деятельности. Начинается оно с замысла. Мы мысленно создаем план текста, определяем последовательность мыслей и постоянно удерживаем ее. Каждое предложение затем надо разделить на слова. Чтобы правильно написать слово, необходимо определить его звуковую структуру, последовательность и место каждого звука. Следующая операция – выделенный звук нужно соотнести с определенным зрительным образом буквы и научиться вычленять устойчивые признаки, которые отличают одну букву от другой. Вот сколько сложных задач. Затем мы воспроизводим движением руки зрительный образ буквы, контролируя точность своих движений, проверяя зрительно полученный результат.
Несформированность любого из перечисленных этапов приведет к трудностям при обучении грамоте, то есть к дисграфии. В зависимости от того, какая операция нарушена, выделяют разные формы дисграфии.
Рассматривая различные виды нарушений письма в начальной школе, и анализируя причины их вызывающие, выделим следующие группы риска детей, у которых наиболее вероятно возникновение этих трудностей.
1.Одна из основных групп риска – это дети, имеющие в анамнезе патологию беременности и родов у мамы, родовые травмы, инфекционные и другие тяжелые заболевания в возрасте до года (даже тяжелый токсикоз можно отнести к причине).
2.Еще одна группа риска – это дети ослабленные, часто болеющие. Как правило это дети физически недостаточно развитые, и, хотя уровень их интеллектуального развития может быть очень высок, начало обучения в школе вызывают серьезные проблемы у ребенка.
3.Группа риска – дети с различными неврологическими нарушениями.
4.Большую группу риска составляют дети, у которых имеется задержка в развитии тех или иных функций. Причем это видно еще до школы (например, не любит рисовать, неохотно манипулирует мелкими деталями, не умеет завязывать шнурки).
5.Особого внимания будут требовать медлительные и леворукие дети.
6.Причиной дисграфии может также стать двуязычие в семье или раннее изучение иностранного языка.
Характер ошибок на письме у данных групп риска:
- -Нестабильность графических форм (вариативность высоты, протяженности, наклона, несоблюдение пропорций и соотношения частей букв).
- -Неправильное начертание букв, либо неправильная траектория движения при выполнении букв.
- -Смешение и замена одних букв другими (б-п, д-т, з-с…).
- -Пропуски букв, недописывание слогов, слов, замена и удвоение слогов.
- -Очень медленный темп письма, низкая работоспособность.
- -Дрожание руки, дополнительные штрихи, дрожащие линии.
- -Трудность выполнения связи между буквами, «печатание».
- -Расстройство двигательного акта письма (это выражается в нестабильности графических форм, медленный темп письма, дрожание линий, вылезает за строки, дети пишут с большим напряжением, чем быстрее темп письма, тем оно хуже).