КАРТОТЕКА ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР ПО ПРОФИЛАКТИКЕ

ДИСГРАФИИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

 

1. «Внимательный мяч»

Развитие фонематического восприятия, быстроты реакции.

Мячи

Услышав заданный звук, стукнуть мячом об пол.

Красный – гласный,

Синий – нет.

Что за звук?

Мне дай ответ!

Логопед называет разные звуки. Ребенок, услышав заданный звук, должен стукнуть мячом об пол.

Усложнение:

а) Услышать слог с заданным звуком;

б) Услышать слово с заданным звуком (в разных позициях).

Вариант:

«Гласный (согласный) звук услышат ушки, мяч взлетает над макушкой».

2.«Разноцветные мячики»

Закрепление дифференциации гласных и согласных звуков. Развитие внимания, быстроты мышления.

Мячи красного и синего цвета.

Поймать мяч, назвать соответствующий звук.

Логопед бросает мяч, поймавший называет гласный звук, если мяч красного цвета, согласный – если синего цвета.

Усложнение:

а) Назвать слог, начинающийся с гласного (согласного) звука.

б) Назвать слово, начинающееся (заканчивающееся) заданным звуком.

Вариант:

«Красный – синий».

Гласный звук - поднять красный кружок, согласный – синий.

3. «Молчанка»

Развитие фонематического восприятия, внимания, дифференциации фонем.

Картинки.

Хлопнуть в ладоши, если в названии слова есть заданный звук.

Логопед показывает картинку. Дети хлопают в ладоши, если в названии слова есть заданный звук

Усложнение:

Заданный звук находится в начале (конце, середине) слова.

Вариант:

а) «Кто в домике живет?»

Поселить в домики тех животных, в названии которых есть заданный звук.

б) «Кто быстрее?»

Выбрать те картинки, в названии которых есть заданный звук. (Соревнование по командам.)

4.«Складно – неладно»

Развивать фонематический анализ, дифференциацию фонем, слуховое восприятие.

Заменить слово, которое не подходит по смыслу.

Логопед читает стихи. Дети называют слово, которое не подходит по смыслу, и заменяют его. Выясняется отличие звуков в этих словах.

Вариант:

«Угадай новый звук!»

Отгадать, какой звук заменили в слове.

5.«Лото»

Развитие звукового анализа, фонематических представлений, внимания.

Карточки- картинки, «поля» с клетками, фишки.

Закрыть картинку на «поле», название которой начинается с заданного звука.

Логопед называет звук. Дети фишкой закрывают картинку на «поле», в названии которой есть заданный звук, озвучивает ее для проверки. Победитель – кто первый закроет все картинки

Усложнение:

а) Увеличение количества картинок на «поле».

б) На «поле» встречается несколько слов с заданным звуком.

в) Заданный звук встречается в разных позициях слова.

6.«Где звук?»

Нахождение места.

звука в слове, развитие фонематического восприятия.

Полоска с тремя частями, кружок.

Показать кружком на схеме место звука в слове.

Логопед называет слово. Дети определяют место заданного звука в слове, показывают на схеме

Усложнение:

Определить место звука в двух разных позициях слова.

Вариант:

«Поезд»

7.«Камень – вата»

Развитие умения дифференцировать твердые и мягкие согласные.

Камешки, вата, картинки.

Поднять камень, если слово начинается с твердого согласного, вату – с мягкого

Логопед показывает картинку. Дети определяют первый звук в названии слова и поднимают камень или кусочек ваты

Усложнение:

Определить последний звук в слове.

Вариант:

а) «Ванька–встанька».

Если твердый звук - встать; мягкий – сесть.

б) «Наоборот». Поймав мяч, назвать противоположный звук (мягкий – твердый).

8.«Мастерская поделок»

Развитие фонематического восприятия, анализа, дифференциации фонем.

Игрушки, картинки.

Распределить поделки игрушкам.

На конкурсе «Умелые ручки» забыли подписать чьи поделки. С какого звука начинается название игрушки, с того же начинается название поделки.

Усложнение:

Различие звуков по мягкости – твердости.

Вариант:

«Подарки для друзей»

9.«Исправь ошибку»

Развитие фонематического восприятия, дифференциации фонем, слухового внимания.

Мяч

Поймать мяч, исправить слово.

Логопед бросает мяч, называет слово, заменяя в нем какой–либо звук на оппозиционный. Ребенок говорит слово правильно.

Вариант:

«Звук заблудился»

10.«Разноцветная лента»

Развитие фонематического восприятия, звукового анализа, дифференциации фонем, самоконтроля.

Карточка с рядом кружков, кружки.

«Украсить ленту»

В заданных словах дети определяют первый звук, закрывают кружком (красным - гласный звук, зеленым - мягкий согласный, синим - твердый) на карточке. В конце – сравнить с образцом

Усложнение:

Увеличение количества кружочков на ленте.

Вариант:

«Красочный коврик»

11.«Найди букву»

Развитие буквенного гнозиса, внимания, быстроты реакции.

На карточке текс с обычным шрифтом, карандаши.

Зачеркнуть заданную букву.

Логопед предлагает детям помочь герою: найти как можно больше заданной буквы и зачеркнуть ее.

Усложнение:

а) В стилизованном тексте найти одинаковые заданные буквы.

б) Придумать слова, которые начинаются с соответствующего звука, стоящего в начале (конце, середине) слова.

Вариант:

«Кто быстрее?».

Соревнование по командам.

12.«Кто в домике?»

Развитие зрительного гнозиса.

Карточки - домики с изображением букв.

Найти одинаковые буквы,

назвать животное.

Дети находят пару домиков с одинаковым изображением букв, придумывают слова – названия животных, которые «спрятались» в домике и название которого начинается с соответствующего звука.

Усложнение:

Увеличение количества одинаковых букв.

Вариант:

«Кто в поезде?»

«Прицепить» к поезду с данной буквой вагоны с пассажирами, в названии которых соответствующий звук в начале (середине) слова

13.«Волшебный мешочек»

Развитие фонематических представлений, тактильных ощущений, памяти.

Непрозрачный мешочек, рельефные буквы.

На ощупь узнать букву, придумать слова на эту букву.

Дети по очереди определяют на ощупь букву. Достать ее можно, когда придумаешь 2-3 слова, начинающиеся с соответствующего звука. За отгаданную букву получает фишку, кто больше их наберет, становится победителем.

Усложнение:

Придумать слова, в которых данный звук стоит в конце (середине) слова.

Вариант:

а) «Художник».

Написать мокрой кисточкой на доске эту же букву.

б) «Шифровщик».

Отгадать букву, написанную на руке, спине.

14.«Щупальца»

Развитие фонематических представлений, тактильных ощущений, памяти.

Карточки с шероховатым контуром букв.

На ощупь узнать букву, придумать слова на эту букву.

Дети рассматривают и называют представленные буквы, затем по очереди с закрытыми глазами определяют на ощупь букву и называют ее. Победитель – кто больше соберет букв.

Усложнение:

Придумать слово, в котором соответствующий букве звук стоит в начале (конце, середине) слова

Вариант:

«Дирижер».

Написать в воздухе эту же букву рукой.

15.«Близнецы»

Развитие зрительного внимания, памяти, восприятия.

Парные карточки с буквами.

Найти пары букв.

У ребенка по 3 – 6 карточек с разными буквами. Дети по очереди берут и переворачивают по 1 карточке из стопки. Кто найдет одинаковую букву – забирает себе в пару, если нет – возвращает ее в стопку. Победитель – у кого больше собранных пар букв.

Усложнение:

а) Встречаются карточки с «зеркальными» буквами, которые брать нельзя. Кто ошибся –в виде штрафа возвращает 1 букву в игру.

б) Придумать слово к этой букве, начинающееся с соответствующего звука, стоящего в начале (середине) слова.

16.«Сломанные буквы»

Развитие зрительного внимания, памяти, пространственного и зрительного восприятия

Карточки с элементами букв.

«Починить» букву (найти недостающий элемент, чтобы получилась буква).

Логопед рассказывает историю о пролетевшем ветре – урагане, который сломал буквы, и предлагает помочь буквам: дети выходят по очереди и составляют буквы.

а) из элементов (2-3);

б) из половинок букв.

Усложнение:

Встречаются карточки с «зеркальными» элементами букв, которые брать нельзя. Кто ошибся – должен в виде штрафа вернуть 1 букву в игру.

17.«Зеркало»

Развитие зрительной памяти, внимания.

Карточки с правильными и «зеркальными» буквами.

Убрать неправильные буквы.

Логопед рассказывает историю о буквах – модницах, которые очень любили смотреться в зеркало и в конце концов сами запутались: где они, а где отражения. Убрать неправильные буквы.

Усложнение:

Исправь ошибки: зачеркнуть «зеркальные» буквы (1-2), которые запрыгнули в слова (одно-двух-трехсложные).

Вариант:

«Я – учитель».

Зачеркнуть неправильно написанные учениками буквы.

18.«Строители»

Развитие буквенного гнозиса, конструктивного праксиса, зрительного внимания и восприятия, памяти.

Палочки.

Выложить буквы из палочек.

а) Выложить заданную букву по образцу (самостоятельно).

б) Выложить как можно больше букв из двух (трех, четырех) палочек.

в) Кто больше построит букв, которые содержат элементы, нарисованные на карточке.

Усложнение:

В построенной букве переставить (добавить, убрать) 1 палочку, чтобы получилась другая буква.

Вариант:

а) «Швеи».

Выложить букву ниткой.

б) «Кондитер».

Украсить торт буквой, выложенной из семечек и обозначающей звук, с которого начинается имя повара и т. д.

19.«Буквы потерялись»

Развитие зрительного внимания, памяти, буквенного гнозиса, зрительного восприятия.

Таблицы, фломастеры.

На таблице находят правильные буквы и обводят их.

У каждого ребенка таблица, на которой изображены предметы и написаны буквы. Предлагается найти буквы среди предметов. Дети обводят найденные буквы за определенное время. Победитель – кто нашел больше букв.

Усложнение:

Встречаются «зеркальные» буквы, которые обводить нельзя. Кто ошибся – снимается очко за правильную букву.