КОМПЛЕКС ИГР И УПРАЖНЕНИЙ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ДИЗАРТРИЕЙ

Формирование артикуляционной и мимической моторики

1. Упражнение «Говорливый ручеек»

Цель - развитие артикуляционной моторики.

Методика проведения. Дети берутся за руки, идут друг за другом и проговаривают песенку ручейка: «По камешкам — динь-динь-динь, по корягам — буль-буль-буль, по осоке — ш-ш-ш-ш».

2. Упражнение «Ветер, ветер...»

Цель - развитие неречевого и речевого дыхания, умения контролировать силу и длительность выдоха.

Дети имитируют дуновения ветерка в разное время года, используя для этого различные фонемы.

У Весны ветер ласковый и нежный, теплый — ф-ф-ф-ф.

У Лета — жаркий, согревающий — х-х-х.

У Осени — прохладный — с-с-с.

У Зимы — холодный, студеный — в-в-в-в.

Вдох производится носом, выдох ртом — без напряжения. Для создания образа теплого ветра дети широко открывают рот и дуют на ладошку (от кисти до кончиков пальцев). Холодный ветер изображается долгим выдохом через вытянутые губы. Ветер общается с нами: его можно ощутить, услышать, увидеть.

3. Упражнение «Чудак»

Цель - развитие неречевого и речевого дыхания, умения контролировать силу и длительность выдоха, эмпатии.

Игровой материал: бумажный осенний листок, снежинка, тучка, птичка, воздушный шарик.

Методика проведения. Педагог читает стихотворение:

Там, на холмах, сидит чудак,

Сидит и дует так и сяк.

Он дует вверх,

Он дует вбок,

Он дует вдоль и поперек.

Затем педагог кладет себе на ладонь вырезанный из бумаги осенний листок (снежинку, тучку, птичку, воздушный шарик) и подносит его ко рту ребенка. Называя имя ребенка, он аккуратно сдувает листок. Ребенок ловит его и, сдувая, называет имя следующего ребенка.

4. Упражнение «Муравейник»

Цель - развитие артикуляционной моторики и мимики, слуховой памяти.

Игровой материал: «муравейник и муравьи», пиктограммы.

Методика проведения. Педагог рассказывает детям историю: «В муравейнике живет много муравьев. Однажды утром, когда проснулось солнышко, деревья зашумели своей листвой, желая всем жителям леса доброго утра, обогрело солнышко и муравейник...»

Дети теплым воздухом дуют на муравейник (открытым ртом «х-х-х»).

«Проснулись муравьи, зашевелились (приставить палец к щеке и обвести вокруг него языком изнутри, слева и справа) и стали вылезать из муравейника. Первым появился маленький муравьишка и очень удивился: "О!", затем вылезли хмурые взрослые муравьи и посмотрели по сторонам: "У!"...»

Педагог играет различное количество звуков, вызванный ребенок ставит рядом с муравейником картинки с соответствующим количеством муравьев, а остальные дети мимически воспроизводят пиктограмму и произносят звук, указанный на карточке.

5. Упражнение «Щи из топора»

Цель - развитие артикуляционной и пальчиковой моторики, продолжительного выдоха, сенсорных представлений.

Игровой материал: кастрюля, игрушечный топорик, овощи или карточки — их заместители.

Методика проведения. Предварительно на занятиях дети знакомятся со сказкой «Каша из топора» и на ее основе составляют сюжет новой сказки «Щи из топора». Педагог раздает детям вырезанные геометрические фигуры. Они подбирают похожий по цвету или форме овощ, называя его. Если детям трудно выполнить это задание, то используются муляжи или настоящие овощи. Рассказывая сказку, дети кладут в кастрюлю необходимые продукты. Параллельно с рассказом предлагается двигательное и звукоподражательное изложение сказки.

Для иллюстрирования предлагаются следующие движения:

«разжигание огня» — ритмичные щелчки пальцами обеих рук;

«раздувание огня» — набрать воздух через нос и медленно выдыхать через рот, сложив губы трубочкой в виде буквы «о»;

«кипение воды» — дети держат щечки пальцами и, раздувая их, воспроизводят шум кипящей воды или, раздувая щеки и резко выталкивая воздух изо рта, произносят: «Пых-пых-пых...»;

«мытье овощей» — одна рука у ребенка сжата в кулак, ладошкой второй руки он трет его. Затем руки меняются;

«резка картошки» — по ладошке одной руки ребенок ритмично ударяет ребром другой руки (движения идут от кисти к кончикам пальцев);

«шинкование капусты» — руки у детей сжаты в кулачки, продолжительными движениями с усилием ритмично трут ноги выше колен;

«шинкование морковки» — четкие, резкие, скользящие движения ладошки одной руки по ладошке другой.

Все движения сопровождаются определенными ритмически организованными звуками, которые заранее подбираются детьми. В процессе иллюстрирования сказки дети должны как можно полнее использовать весь накопленный багаж двигательных и звукоподражательных средств.

6. Упражнение «Машинки»

Цель - раскрепощение голосового аппарата, развитие артикуляционной моторики, слухового внимания и быстроты реакции.

Методика проведения. Игроки сидят в кругу. Педагог предлагает детям запомнить 2 команды: «Дрынн!» и «И-и-и-и». Чтобы начать движение машинки, играющий поворачивается к своему соседу и говорит: «Дрынн». (Если «р» отсутствует, следует заменить «дрынн» кучерским «р» — двугубной вибрацией). Тот, к кому «приехала машина», может отправить ее дальше, повернувшись к соседу слева и повторив «дрынн», или развернуть машинку в другую сторону, сказав «и-и-и».

Игра должна проходить в быстром темпе. Звуковой сигнал движения должен быть непрерывным, то есть игрок произносит свой вариант до тех пор, пока следующий участник не продолжит звук.

7. Упражнение «Лес»

Цель: активизация восприятия, развитие слуходвигательной и тактильной памяти, артикуляционной моторики.

Методика проведения. Педагог сообщает детям: «Мы пришли в лес. Прислушайтесь, лес с нами разговаривает:

«У-у-у» — встревожился лес,

«О-о-о» — удивился лес,

«А-а-а» — обрадовался лес (гости пришли).

Музыкальный руководитель дает интонационную опору для исполнения чистоговорки. Дети поют на одном звуке:

Са-а-а —в лесу бегает лиса.

Дети изображают лису, используя мягкие движения рук.

Со-о-о — еж свернулся в колесо.

Изображают ежа, делают руками «моталочку».

Бу-у-у — сидит ворон на дубу.

Под музыку на сильную долю передают игрушку ворона по кругу.

Тот ребенок, у которого ворон остался в руках после окончания музыки, должен отгадать, кто еще живет в лесу. Для этого используются различные варианты заданий:

— определить животного по музыкальному отрывку и изобразить его;

— увидеть его на рисунке с «зашумленным» фоном;

— сложить из разрезанных частей;

— определить на ощупь (используется тактильное домино);

— достать фигурку из «волшебного мешочка»;

— подобрать название животного, которое соответствовало бы предложенному педагогом ритмическому рисунку.

8. Упражнение «Бабочка»

Цель - развитие мимической моторики, навыков саморегуляции, воображения.

Игровой материал: фонарик.

Методика проведения. Педагог дает инструкцию: «Сегодня теплый, летний день, лучики ласково гладят вас (мышцы лица расслаблены). Но вот летит бабочка и садится к вам на брови. Бабочка хочет покачаться на бровях, как на качелях. Пусть бабочка качается на качелях. Двигайте бровями вверх-вниз. Сдуем бабочку (направленный сильный выдох вверх — ф-ф). Бабочка улетела, а солнышко светит то в правый глаз (зажмурить правый глаз), то в левый глаз (зажмурить левый глаз)». Педагог, используя свет фонарика, помогает детям представить солнечные лучи.

9. Упражнение «БРА — БРЭ — БРИ — БРО — БРУ»

Цель - регуляция мышечного тонуса, снятие эмоционального напряжения, тренировка артикуляционной моторики.

Музыкальный материал: марш, интонационная поддержка на одном звуке.

Методика проведения. Дети свободно передвигаются по залу под звуки марша. С окончанием музыки встают в пары. Педагог предлагает детям изобразить злость («поругаться»). Нахмурившись, дети продевают на одной ноте слоги: «Бра — брэ — бри — бро — бру», глядя друг другу в глаза. На слог «бру» дети соединяют свои ладони с ладонями партнера и добиваются унисонного звучания: «У-у-у». Затем участники игры должны помириться, улыбнуться.

ФОРМИРОВАНИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ

Сжать пальцы в кулак и сделать круговые движения кистью влево, затем вправо, 4 - 5 раз.

С силой сжимать и разжимать пальцы. 5 - 6 раз.

Выпрямить пальцы, большой палец отвести в сторону и проделать им круговые движения сначала влево, затем вправо. 4 - 6 раз.

Выпрямить пальцы, одновременно сгибать и разгибать две первые фаланги. 5 - 6 раз.

Развести прямые пальцы, последовательно, веерообразным движением, начиная с мизинца, согнуть все пальцы в кулак. Затем, начиная с большого пальца, вернуться в исходное положение. 3 - 4 раза.

Сжать пальцы в кулак. Попробовать разгибать и сгибать отдельно каждый палец. Стремиться к тому, чтобы другие оставались собранными в кулак. Упражнения выполняются сидя, поставив локти на стол. Постепенно довести количество повторений до 10 - 15 раз. Закончив гимнастику, следует потрясти расслабленными кистями и сделать массаж.

10. Ветер

Ветерок листвой шумит: Дети ритмично потирают ла-

Шу-шу-шу, шу-шу-шу. донь о ладонь.

В трубах громко он гудит:

У-у-у, у-у-у. Ритмично хлопают над головой-

Поднимает пыль столбом.

Бом-бом-бом, бом-бом-бом. Ритмично топают ногами.

Дует он везде, кругом.

Гом-гом-гом, гом-гом-гом. Ритмично переступая, повора-

чиваются вокруг себя.

Может вызвать бурю он.

Страх-страх, страх-страх! Поднимают руки в стороны и

Не удержится и слон. делают вращательные движения.

Ах-ах, ах-ах. Ритмично покачивают головой.

11. Дождик

Майский вдруг закапал дождь.

Кап-кап-кап-кап. Дети ритмично щелкают паль-

И по лужам ты идешь. цами рук.

Так-так-так-так. Ритмично притопывают.

Ветер шелестит листвой.

Ш-ш-ш-ш. Ритмично потирают ладонь о

Спрятал кудри под травой. ладонь.

Тш-тш-тш-тш. Ритмично потирают ладонями

Дождь сильнее застучал. о колени.

Тук-тук-тук-тук. Ритмично стучат указательным-

Скоро дождик ливнем стал. пальцем одной руки о ладонь другой-

Тук-тук-тук-тук, тук-тук-тук-тук. Ритмично хлопают в ладоши.

12. Пальчиковая гимнастика «Осенние листья»

Цель - развитие тонкой моторики, координация речи с движением.

Раз, два, три, четыре, пять,

загибают пальчики на обеих руках, начиная с больших

будем листья собирать.

ритмично сжимают и разжимают кулачки

Листья березы, листья рябины, листики тополя, листья осины,

вновь загибают пальчики, начиная с больших

Листики дуба мы соберем, маме осенний букет отнесем.

приседают, «шагают» по ковру средним и указательным пальцами обеих рук.

13. Пальчиковая гимнастика «У Лариски две редиски»

Цель - развитие мелкой моторики пальцев рук

У Лариски две редиски,

У Алешки две картошки,

У Сережки-сорванца два зеленых огурца.

А у Вовки две морковки,

Да еще у Петьки две хвостатых редьки

по очереди разгибают пальчики из кулачка, начиная с большого , на одной или обеих руках.

14. Пальчиковая гимнастика «Компот»

Цель -развитие мелкой моторики, координация речи с движением.

Будем мы варить компот, фруктов нужно много. Вот:

левую ладошку держат «ковшиком», правой имитируют помешивание в нем.

Будем яблоки крошить, грушу будем мы рубить,

Отожмем лимонный сок, слив положим и песок.

загибают пальчики на правой руке, начиная с большого

Варим, варим мы компот, угостим честной народ.

опять «варят» и «помешивают»

15. Пальчиковая гимнастика «За ягодами»

Цель -развитие мелкой моторики пальцев рук, координация речи с движением.

Раз, два, три, четыре, пять,

пальчики обеих рук «здороваются», начиная с больших

в лес пойдем мы погулять

обе руки «идут» пальчиками по столу

За черникой, за малиной, за брусникой, за калиной.

Землянику мы найдем и братишке отнесем

загибают пальчики, начиная с больших

16. Пальчиковая гимнастика «Сколько обуви у нас»

Цель - развитие мелкой моторики пальцев рук, координация речи с движением.

Посчитаем в первый раз, сколько обуви у нас.

Туфли, тапочки, сапожки для Наташки и Сережки.

Да еще ботинки для нашей Валентинки,

А вот эти валенки для малышки Галеньки.

17. Пальчиковая гимнастика «Много мебели в квартире»

Цель - развитие мелкой моторики пальцев рук.

Раз, два, три, четыре, много мебели в квартире,

В шкаф повесим мы рубашку, а в буфет поставим чашку,

Чтобы ножки отдохнули, посидим чуть-чуть на стуле.

А когда мы крепко спали, на кровати мы лежали.

А потом мы с котом посидели за столом.

Чай с вареньем дружно пили,

Много мебели в квартире.

18. Пальчиковая гимнастика «Помощники»

Цель-координация речи с движением, развитие мелкой моторики пальцев рук.

Раз, два, три, четыре, мы посуду перемыли:

Чайник, чашку, ковшик, ложку и большую поварешку.

Мы посуду перемыли, только чашку мы разбили,

Ковшик тоже развалился, нос у чайника отбился,

Ложку мы чуть-чуть сломали, так мы маме помогали.

19. Пальчиковая гимнастика «Снежок»

Раз, два, три, четыре мы с тобой снежок слепили.

Круглый, крепкий, очень гладкий

И совсем-совсем не сладкий.

Раз-подбросим, два-поймаем,

Три-уроним, и…сломаем.

20. Пальчиковая гимнастика «Мы во двор пошли гулять»

Цель-развитие мелкой моторики

Раз, два, три, четыре, пять мы во двор пошли гулять.

Бабу снежную лепили, птичек крошками кормили,

С горки мы потом катались, а еще в снегу валялись.

Все в снегу пришли, съели суп и спать легли.

21. Упражнение «Повстречались»

Цель - развитие памяти, координации речи и согласованных движений пальцев рук.

Методика проведения. Педагог читает стихотворение, соединяя пальцы своей руки с пальцами ребенка. Ребенок дополняет фразу педагога звукоподражанием голосам животных.

Повстречались два котенка — Мяу-мяу!

Педагог соединяет свой мизинец правой руки с мизинцем правой руки ребенка.

Два щенка — ав-ав!

Соединяют безымянные пальцы.

Два жеребенка — иго-го!

Соединяют средние пальцы.

Два козленка — ме-е!

Соединяют указательные пальцы.

Два быка — му-у! Смотри, какие рога!