Заикание

Проблему заикания можно считать одной из самых древних в истории развития учения о расстройствах речи.

Заикание - одно из самых распространенных расстройств детской речи. На планете этим страдает каждый пятидесятый ребенок. Чаще всего оно возникает в возрасте 3-5 лет, когда малыш усваивает сложно-слоговые слова, расширяет словарный запас, совершенствует фразовую речь. 

Каковы причины возникновения заикания?

Знание причин позволяет осознать сущность проявлений заикания, а во многих случаях и предупредить его возникновение.
        В настоящее время можно выделить две группы причин: предрасполагающие “почву” и производящие “толчки”. При этом некоторые  причинные  факторы могут как способствовать развитию заикания, так и непосредственно вызывать его.

К предрасполагающим причинам относятся следующие:

- невропатическая отягощенность родителей (нервные, инфекционные и
соматические заболевания, ослабляющие или дезорганизующие функции
центральной нервной системы);

- невропатические особенности самого заикающегося (ночные страхи, энурез,
повышенная раздражительность, эмоциональная напряженность);

- конституциональная предрасположенность (заболевание вегетативной
нервной системы и повышенная ранимость высшей нервной деятельности, ее
особая подверженность психическим травмам);

- наследственная отягощенность (заикание развивается на почве врожденной
слабости речевого аппарата, которая может передаваться по наследству в
качестве рецессивного признака). При этом необходимо обязательно
учитывать роль экзогенных факторов, когда предрасположенность к заиканию
сочетается с неблагоприятными воздействиями окружающей среды;

- поражение головного мозга в различные периоды развития под влиянием
многих вредных факторов: внутриутробные и родовые травмы, асфиксия;
постнатальные - инфекционные, травматические и обменно-трофические
нарушения при различных детских заболеваниях.

Указанные причины вызывают различные патологические сдвиги в соматической и психической сферах, приводят к задержке речевого
развития, к речевым расстройствам и способствуют развитию заикания.


К неблагоприятным условиям относятся:

- физическая ослабленность детей;

- возрастные особенности деятельности мозга; большие полушария головного
мозга в основном формируются к 5-му году жизни, к этому же возрасту
оформляется функциональная асимметрия в деятельности головного мозга.
Речевая функция особенно хрупка и ранима. Причем более медленное ее
созревание у мальчиков по сравнению с девочками обусловливает более
выраженную неустойчивость их нервной системы;

- ускоренное развитие речи (3 - 4 года), когда ее коммуникативная,
познавательная и регулирующая функции быстро развиваются под влиянием
общения со взрослыми. У многих детей в этот период наблюдается
повторение слогов и слов,  имеющее физиологический характер;

- скрытая психическая ущемлённость ребёнка, повышенная реактивность на
почве ненормальных отношений с окружающими; конфликт между требованием
среды и степенью его осознания; недостаточность положительных эмоциональных контактов между взрослыми и ребенком. Возникает эмоциональная напряженность, которая нередко внешне разрешается заиканием; недостаточное развитие моторики, чувства ритма, мимико-артикуляторных
движений.


        При наличии тех или иных из перечисленных неблагоприятных условий достаточно какого-либо чрезвычайного по своей силе раздражителя, чтобы вызвать нервный срыв и заикание.

 

Симптомы и последствия

        Заикание проявляется по-разному. На начальном этапе это может быть судорожный вдох или прерывистый выдох, когда перед каждым словом ребенок делает паузу. Иногда дети тянут гласный в начале слова или с трудом “выталкивают” первый звук или слог. Чаще, однако, многократно повторяется первый слог или слово (ма-ма-ма-шина...).
        В результате страдает темп речи, ритм и плавность. Если родители не обратили внимание на это и не приняли мер, полагая, что заикание пройдет само собой, то уже к моменту поступления в школу ребенок будет достаточно фиксирован на речи - появится страх перед речевым общением.

        Далее.  Одноклассники не скупятся на прозвища, учителю не всегда хватает такта и терпения - он не выслушивает до конца, предлагает ответить письменно. Подросток старается определить свое место в мире, все больше внимания уделяет своей внешности, речи, оценке своих достоинств и недостатков со стороны сверстников, он становится все более эмоциональным, чувствительным, впечатлительным - и возрастает страх перед речевыми ситуациями, особенно значимыми для него. Meняется мотивация общения, подросток БОЛЕЗНЕННО фиксируется на своей речи. Именно в этот период заикание и переходит в следующую стадию - речевой невроз, или ЛОГОНЕВРОЗ, усугубляемый патологическим страхом речи.
Любое речевое общение - будь то ответ у доски, разговор по телефону, беседа с девушкой - травмирует подростка, что способствует его школьной и социальной дезадаптации, появлению чувства собственной неполноценности, отсюда раздражительность, вспыльчивость, неуверенность в себе. Эти психологические особенности часто перерастают в стойкие психические состояния. Вот почему так важно своевременно помочь ребенку и предотвратить развитие речевого расстройства.


 Как помочь ребенку?

      Терпение, и еще раз – терпение. К сожалению, заикание легко не излечивается. Это серьезный лечебно-педагогический процесс. Некоторые родители надеются на “чудо” и обращаются к случайным людям, усвоившим несколько простых приемов.
       На современном этапе развития логопедии используется комплексный подход к преодолению заикания. Только комплексный курс лечения: логопед, невропатолог, физиотерапевт, логоритмист - после длительной кропотливой работы при активном участии родителей может дать положительный результат.


       На основе обобщения опыта многих авторов,  опыта как исследовательской, так и практической работы с заикающимися,  можно выделить  семь основных логопедических техник, направленных на формирование плавной речи у заикающихся:
1) охранительный речевой режим;

2) формирование речевого дыхания;

3) формирование навыков рациональной голосоподачи и голосоведения;

4) развитие просодической стороны речи;

5) развитие ритмизации и координации движений;

6) регуляция эмоционального состояния;

7) развитие планирующей функции речи.

Несомненно, большую помощь в коррекционной работе оказывают родители.  Знание ими причин возникновения, предрасполагающих факторов позволяет понять механизм нарушения, доверительное отношение к специалистам поможет выработать оптимальный курс коррекции и строго придерживаться его в домашних условиях, предупредить рецидивы в возникновении заикания.